вторник, 24 июня 2008 г.

Обозревая это разнообразие гносеологических построений, Фрейтаг замечает, что оно «в общем и в подр

Обозревая это разнообразие гносеологических построений, Фрейтаг замечает, что оно в общем и в подробностях, хотя и не во всех чертах, обнаруживает замечательное сходство (auffallende Ahnlichkeit) со взглядами европейской философии, и при этом добавляет, что было бы интересно знать, не имеют ли и другие появлявшиеся в Европе точки зрения соответствующих им учений в Индии, г* частности, не встречается ли там нечто схожее с тем уче-тшем, в котором принято видеть последнее слово западной 509 философии. Учение Дхармакирти и Дигнаги не подходит ни под одну г#13 вышеприведенных четырех категорий, так как в чувственной стороне познания они признают источник познания реальности и этим отличаются от йогачаров, т. е. догматических идеалистов, а в мышлении они видят источник знания чисто субъективный, и этим отличаются от саутрантиков. Учение этой школы вообще весьма мало известно, так как логические сочинения, ей принадлежащие, до нас не дошли; брахманская полемическая литература на нее не обращает внимания, а сведениям таких поздних писателей как Мадха-ва, доверять не всегда можно.310 Как бы то ни было, большинство писателей, за исключением Вачаспатимишры и Шридха-ры, которые имеют совершенно точные сведения о их учении, относят Дигнагу и Дхармакирти к йогачарам, т. е. к чистым идеалистам. Отчасти это произошло оттого, что по времени и по личным связям Дигнага близок к основателям идеализма, Арьясанге и Васубандху, и вообще причисляется к махаянистам, тогда как вайбхашики и саутрантики относятся обыкновенно к хинаянистам. Отчасти самое учение Дхармакирти подало повод к смешению его с чистым идеализмом. Оно имело два названия, так сказать, отрицательное и положительное: первое, niralambanavada, 'учение об отсутствии опор', т. е. внешних объектов, соответствующих представлениям, совершенно верно определяет его с этой стороны; второе, vijnanavada, т. е. 'учение о том, что существуют одни лишь представления', уже являлось смешением учения Дхармакирти с чистым идеализмом его предшественников. арбат дом

Комментариев нет: